Центр репатриации «Герцль»
Адрес: Сущёвская ул., д. 27с2, В3, БЦ «Атмосфера»
Тел.: +7 (495) 1910965 (только по вопросам гражданства)
E-mail: info@herzl.ru
Сайт: www.herzl.ru
В основе государственной системы управления в Израиле, как и в любом демократическом государстве, лежит принцип разделения властей. Согласно нему, судебная власть в лице Верховного суда находится вне контроля исполнительной власти, представленной правительством, а также вне законодательной власти. Однако, по мнению ряда политиков, такая независимость привела к тому, что судьи высшего звена стали вмешиваться в политику, отменяя некоторые законодательные акты, принятые парламентом.
И в целом работа судебной власти вызывала недовольство чиновников. Судебная реформа в Израиле 2023 года должна была ограничить власть судей, поставив их де-факто под контроль правительства. Но потом что-то пошло не так.
В целом, судебная реформа состоит из двух частей – в одной планируется пересмотреть порядок назначения судей и регламент их работы, а во второй – существенно урезать их полномочия. Такой проект предложил министр юстиции Ярив Левин.
По его задумке, суть судебной реформы в Израиле 2023 году заключается в следующем:
Первая группа – порядок назначения судей:
Вторая группа – пересмотр роли судебной системы в законодательном процессе:
Принятый в обход суда закон будет действовать 4 года или до повторного рассмотрения следующим избранным составом парламента.
Кроме того, планируются изменения в порядке назначения основных законодательных комиссий Кнессета. Так, председателей парламентских собраний по делам Кнессета и по законодательству будет назначать правящая коалиция, по государственному контролю – легальная оппозиция.
В окончательном варианте законы были внесены на рассмотрение 13 февраля 2023 года, и в итоге они были пересмотрены. Так, был изменен состав комиссии по отбору судей. Она будет состоять из 3-х министров, включая министра юстиции, 3-х судей (председателя Верховного суда и 2 отставных судей, которых назначит правительство) и 3-х парламентариев, включая председателя комиссии по законодательству (назначается правящей коалицией). Еще по одному депутату будет от правительственного блока и оппозиции.
Также в версии, опубликованной 13 февраля, появилась статья, лишающая Верховный суд права отменять закон, используя аргумент «необоснованная причина».
Важно понимать, почему в Израиле такое внимание уделяется основным законам. Дело в том, что государство всю свою историю живет без единой Конституции. В 1949 году при учреждении государства делегаты так и не смогли договориться о содержании основного закона, решив, что он будет формироваться постепенно. И по мере принятия основных законов формировалась законодательная основа правовой системы. Соответственно, споры идут и о праве менять или отменять такие законы.
Основная цель реформы, как считают ее сторонники, заключается в укреплении принципов демократии. По изначальной идее, реформа судебной системы призвана избавить правительство (избранное народом) от подчинения у судей (которых как раз не выбирают). А норма об отборе судей в Комиссии Кнессета соответствует общемировой практике, где судей чаще всего выбирает парламент.
Однако помимо официально озвученной цели может быть еще одна – неофициальная, и связана она с личностью премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Политический «тяжеловес» более 15 лет в сумме занимал должность главы правительства, и лишь в 2021 году оппозиция смогла сместить его с должности. Но в 2022-м после пятых по счету внеочередных выборов Нетаньяху смог вернуть себе пост премьера. А реформа может дать ему больше рычагов политического влияния на своих конкурентов.
Главное, из-за чего эта реформа стала предметом обсуждения во всем мире – это массовые уличные акции. Протесты в Израиле против проведения судебной реформы начались сразу после её анонса, однако пик их пришёлся на март 2023 года. Против нововведений выступили представители разных кругов общества, однако лидерами стали юристы.
Так, местные эксперты в сфере права отмечали, что реализация реформы в её текущем варианте приведёт к тому, что судебная власть будет полностью поставлена под контроль исполнительной и законодательной властей. А это:
Юристы отмечают, что в случае принятия закона поток заявлений в международные судебные инстанции от граждан страны резко возрастёт.
С критикой реформы выступили действующий председатель Верхового суда Эстер Хают, судья Дафна Барак Эрез, юридический советник правительства Гали Бахарав-Миара. Последний обвинил премьер-министра Биньямина Нетаньяху в том, что тот, поддерживая реформу, вступает в конфликт с государственными интересами.
Против реформы выступает и экономический блок – а всё потому, что она может привести к падению кредитного рейтинга государства и снижению объёма иностранных инвестиций в экономику. Так, не поддержали реформу бывшие главы местного ЦБ Карнет Финг и Якоб Франкель. Солидарны с ними и представители большинства юридических компаний Израиля.
Не поддерживают перспективы изменения государственного законодательства многие зарубежные политики. Так, президент Франции Эммануэль Макрон, а также советник президента США Джейк Салливан в разговорах с Нетаньяху заявили, что оказывать поддержку Израилю в случае принятия нового закона станет труднее.
Согласно данным опроса Direct Polls, большинство граждан поддерживают реформу, но не по всем пунктам:
Однако большинства нет по статье о повторном принятии отменённого закона – его поддержали только 47% граждан, в то время как 48% высказались против. То есть, реформа расколола не только политические круги, но и израильское общество.
Инициаторы реформы – правящая коалиция правого толка во главе с партией «Ликуд» (глава – сам Нетаньяху). Коалиция имеет сравнительно широкую поддержку в израильском обществе, и многие граждане по-прежнему ей доверяют (что показали, к примеру, выборы в конце 2022 года). Немало сторонников есть у реформы в среде юристов. Так, положительно высказался видный профессор юриспруденции Наум Раковер, который созвал конференцию в поддержку правительства и его курса.
Также за внесение изменений высказались некоторые судьи, например, Одед Модрик, бывший окружной судья. Председатель фондовой биржи Тель-Авива Итай Бен Зээв также в целом поддержал реформу, заявив, что колебаний инвестиционного рынка на фоне политических трансформаций не ожидается.
Несмотря на то, что митинги против реформы стали реальностью, её история началась еще в 2011 году. Протесты в Израиле на сегодня привели к тому, что процесс приостановили. Впрочем, Нетаньяху уже заявил, что в той или иной мере судебную систему всё равно ждут изменения. Разберем всё по порядку.
Инициатором принятия нового закона изначально выступил депутат кнессета от правой партии «Ликуд» и министр юстиции Ярив Левин. Первый проект он представил ещё в 2011 году, позднее в соавторстве с соратницей по партии Аелен Шванед он предложил и первый проект закона, предусматривающий пересмотр состава комиссии по назначению судей, однако он не был одобрен парламентом.
Однако идеи Левина не были забыты, и в 2019 году депутаты «Ликуда» на базе его предложений начали разработку подробной комплексной программы реформы, которая в целом была готова к 2021-му году. Тогда же, после разрешения правительственного кризиса 2019-2021 гг. и формирования нового правительства, была создана комиссия по подготовке к реализации, которую возглавил министр юстиции Гидеон Саар. Представлена же реформа была 4 января 2023 года.
13 февраля 2023 года документы были внесены на рассмотрение парламента – это «Закон о суде. Инструкция о комиссии по отбору судей» и «Основной закон о судебной системе. Усиление разделения властей».
Пассивное сопротивление реформе началось сразу после появления в общественном поле сообщений о планах её проведения. Однако в активную фазу митинги в Израиле перешли после 4 января 2023 года, то есть после представления проекта общественности.
Хронология событий была такой:
Ещё в феврале 2023 года, во время визита Биньямина Нетаньяху в Париж, Э. Макрон выразил обеспокоенность по поводу грядущей судебной реформы, заявив, что это можно расценить как отход Израиля от принципов демократии. О том же позднее заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц.
19 марта сторонником диалога с протестующими оказался даже американский президент Джо Байден, призвав в телефонном разговоре с Нетаньяху принять компромиссное решение. В российском Министерстве иностранных дел заявили, что следят за происходящим «с тревогой», однако не собираются вмешиваться во внутренние дела суверенного государства.
27 марта посольство Израиля в США временно прекратило свою работу в знак протеста против проведения судебной реформы.
Против изменений в судебной системе выступили только два члена правительства – министр обороны Йоав Галант и министр сельского хозяйства Ави Дихтер. Однако последний вскоре изменил своё мнение, заявив, что проголосует за решение правительственной коалиции.
Йоав Галан 26 марта был отправлен премьер-министром в отставку с формулировкой «за утрату доверия». В СМИ сообщалось, что его место может достаться Дихтеру.
27 марта премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о решении перенести рассмотрение судебной реформы на начало мая, то есть до следующей сессии заседаний парламента. Чиновник ничего не сказал о корректировках планов, заявив, что правительство берёт «тайм-аут». Также он отметил, что не станет «разрывать» общество, в отличие от экстремистских групп, ставших, по его мнению, инициаторами протестов.
Также Нетаньяху отметил, что реформа всё равно будет принята, в том или ином виде.
Судебная реформа в целом заключается в ограничении независимости Верховного суда, однако не все её положения поддерживаются большинством граждан.
После принятия решения о приостановке её реализации премьер-министром, уличная протестная активность пошла на спад. Так, полиции удалось разблокировать национальные автострады. Тем не менее, об уступках властей ничего не сообщалось.
Полностью «погасить» протесты Нетаньяху не удалось — и даже в начале апреля по стране продолжались акции протеста. Они были, в частности, в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. Их участники заявляют, что не доверяют позиции властей — соответственно, они недовольны тем, что реформу поставили на паузу, а не отменили полностью.
Российский востоковед Александр Каргин считает, что для правительства Нетаньяху сложилась патовая ситуация, в которой каждое последующее решение приведёт лишь к усложнению положения. Эксперт считает, что последствием судебной реформы в Израиле, если власти и дальше будут идти на уступки, станет отставка главы правительства. Однако вариант эскалации наверняка приведёт к повышенному риску государственного переворота и даже гражданской войны в Израиле.
Мы также опросили и наших экспертов – что они думают касательно реформы и текущей ситуации в Израиле.
«Я считаю, что юридическая реформа окажет негативное влияние как на алию, так и на граждан Израиля. Решение отложить реформу, безусловно, верное, учитывая контекст сложившейся за последние недели ситуации в стране. Думаю, волны недовольства израильтян можно было бы избежать, если бы это решение не затянулось на такой долгий срок. Приостановка реформы дает надежду, что в правительстве ее не примут.
На мой взгляд, принятия каких-то изменений и поправок избежать все-таки не удастся, но я надеюсь, что они не коснутся репатриации.»
Виталий Макаров, заместитель генерального директора Центра репатриации «Герцль».
«Судебная реформа, инициированная премьер-министром Беньямином Нетаньяху, в целом, назрела. Верховный суд Израиля является своеобразным государственным органом, который может отменить любые решения исполнительной и законодательной власти, но, что важно, никем не избирается. Действующее правительство логично стремится исправить имеющийся дисбаланс между ветвями власти, что, в частности, увеличит возможности граждан влиять на формирование высшей судебной коллегии (сейчас судей пожизненно назначает президент страны). Кроме того, изменение структуры управления государством видится Нетаньяху полезным для укрепления своих политических позиций – его партия «Ликуд» является консервативной, а действующий состав суда считается «левым» по своей идеологии, что создает дополнительные трудности для реализации инициатив премьера.
Протесты в Израиле 2023 года явно не заставят Нетаньяху уйти со своего поста. Фактически, он никак не реагировал на них вплоть до увольнения министра обороны и продолжил бы подобную практику при отсутствии внимания широкой общественности. Важным фактором уверенности Нетаньяху является имеющаяся поддержка со стороны крупнейших диаспор, большой части населения и международного сообщества, что нивелирует возможные опасения от массовых уличных акций.»
Сергей Водопетов, политический консультант, научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ.
Контактная информация:
Центр репатриации «Герцль»
Адрес: Сущёвская ул., д. 27с2, В3, БЦ «Атмосфера»
Тел.: +7 (495) 1910965 (только по вопросам гражданства)
E-mail: info@herzl.ru
Сайт: www.herzl.ru
Источник: Банки Сегодня